Как поступить правильно, если попали в аварию?

Из статьи Вы узнаете:

  1. Какие термины применяются при ДТП в разговорах со специалистами.
  2. Утрата товарной стоимости автомобиля возмещается, но не всегда.
  3. Стоимость ремонта – понятие растяжимое.
  4. Предварительный заказ-наряд можно сразу выкинуть.

При КАСКО – одна стоимость, при ОСАГО – другая стоимость автомобиля.

Первое. Стоимость восстановительного ремонта / размер материального ущерба.

Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба:

СТОИМОСТЬ РЕМОНТА - относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.

В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):

  • Расходы на материалы, необходимые для ремонта;
  • Расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
  • Расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ - часть стоимости ремонта, включающая:

  • Расходы на материалы, необходимые для ремонта;
  • Стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
  • Расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).

То есть разница состоит в том, что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.

Иными словами ремонт - это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб - это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.

Стоимость ремонта можно получить и самому, но она всегда занижена; стоимость ущерба взыскиваем по суду через адвоката. Так как нам надо получить по максимуму, то и стоимость ремонта и стоимость ущерба лучше сразу доверить юристам.

Как правило, стоимость ремонта необходимо рассчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.

Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП... Представьте такую ситуацию - Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла... Это копейки! Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?

В общем, если совсем грубо - то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.

Но с другой стороны - я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал - никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»

В общем то Вы будете правы, но ничего не поделать - таковы каноны нашего законодательства.

Не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля. Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.

Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП - востребуется ущерб.

Внимание! При заказе услуг по оценке – требуйте указывать в отчете и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.

Второе. Сумма утраты товарной стоимости (УТС).

Что же это такое?

УТРАТА ТОВАРНОЙ СТОИМОСТИ (УТС) - представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствии дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Другими словами - Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений транспортного средства сопровождается изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) не представляется возможным. В результате выполнения ремонтных работ владельцу транспортного средству будут нанесены, так называемые, производные убытки в виде реального материального ущерба.

Ну, и совсем грубо - применение различных ремонтных воздействий к вашему автомобилю в процессе ремонта, приводит к тому, что при продаже своего ТС, Вы можете потерять некоторую часть суммы, в результате того что потенциальный покупатель усмотрел все-таки следы ремонта. Ведь как ни крути, но как бы хорошо не был выполнен ремонт, существуют методы определения наличия на автомобиле восстановленных и замененных деталей. Простой обыватель может этого и не заметить, но присутствие эксперта независимой экспертной организации при покупке Вашего автомобиля значительно уменьшает Ваши шансы выгодно продать автомобиль.

На расчет УТС не влияет в каком состоянии находится транспортное средство - в отремонтированном или в аварийном. Разница лишь в том, что при заказе расчета УТС автомобиля в отремонтированном состоянии Вам необходимо предоставить в экспертную компанию документы, подтверждающие фактические затраты на ремонт Вашего транспортного средства, либо предварительный заказ-наряд (что не очень хорошо), либо отчет независимой экспертной организации.

При заказе расчета стоимости УТС в аварийном состоянии, Вам придется заказать еще и расчет стоимости ремонта транспортного средства, т.к. эти данные являются основанием для расчета УТС.

Почему не желательно рассчитывать УТС по предварительному заказ-наряду автосервиса? Это снижает Ваши шансы на получение УТС, т.к. предварительный заказ-наряд выдает организация, заинтересованная в стоимости ремонта Вашего автомобиля. Кроме того он не является подтверждением, произведенных Вами фактических расходов.

Часто задают вопрос: "Нужно ли заказывать расчет стоимости утраты товарной стоимости? Выплатят ли мне УТС?"

Ответ: При предъявлении претензии виновнику ДТП или при получении страхового возмещения в страховой компании - скорее всего, в выплате УТС Вам откажут. Но если Вы настроены решительно, при грамотном подходе в суде, существуют сто процентные шансы взыскать УТС с виновника или со страховой компании. Наши юристы имеют огромный опыт взыскания утраты товарной стоимости по ОСАГО. Для полной уверенности можете ознакомиться с решением верховного суда РФ о взыскании УТС со СК.

УТС рассчитывается в случае, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение:

  • Устранение перекоса кузова АМТС;
  • Замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  • Ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • Полная или частичная окраска наружных поверхностей кузова АМТС и бамперов;
  • Полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается если:

Поврежденный в результате происшествия элемент ремонтировался (заменялся) ранее или требовал ремонта (замены) по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);

Поврежденный в результате происшествия элемент окрашивался ранее или требовал окраски по причинам, не связанным с данным происшествием (имеются коррозионные повреждения (разрушения) или их следы, повреждения неаварийного характера (сколы, царапины и т.п.), не устраненные повреждения или следы ремонта (замены) этого элемента после предыдущих происшествий);

АМТС ранее подвергалось полной или наружной окраске или требовало окраски по причинам, не связанным с данным происшествием.

Третье. Определение стоимости транспортного средства в до аварийном и в аварийном состоянии.

Необходимо, обычно, если восстановление Вашего транспортного средства экономически не целесообразно.

Что это значит? Рассмотрим два случая...

Вы связаны договорными отношениями со страховой компанией.

1) Если у Вас КАСКО.

Согласно правилам страхования восстановление автомобиля считается экономически нецелесообразным, если стоимость ремонта данного ТС превышает определенный процент от страховой стоимости автомобиля. В разных страховых компаниях этот процент составляет от 70 до 80 %.

Если это произошло, чаще всего, у Вас два варианта получения страхового возмещения:

Первый вариант. Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре). При этом заключается, так называемый абандон.

АБАНДОН (ABANDONMENT) - "(фр. abandon - отказ). В страховании имущества: добровольный отказ страхователя от прав собственности на утраченное или поврежденное имущество в пользу страховщика.

Т.е. Ваш автомобиль переходит в собственность страховой компании.

 Второй вариант выплаты. Вам выплачивают сумму, равную страховой стоимости ТС (за вычетом процента износа, если это указано в договоре), минус стоимость годных остатков (стоимости ТС в аварийном состоянии).

В данном случае Вам может понадобиться определить стоимость ТС в аварийном состоянии.

2) Если ОСАГО.

Здесь ситуация складывается немного иначе. При определении целесообразности восстановления рассматривается, во-первых - не стоимость ремонта, а размер ущерба. А во-вторых - не страховая стоимость автомобиля за вычетом износа, а его средняя рыночная стоимость.

Т.е. если ущерб транспортного средства превышает среднюю рыночную стоимость автомобиля - в большинстве случаев, выплачивают сумму, равную средней рыночной стоимости ТС в до аварийном состоянии, минус стоимость ТС в аварийном состоянии.

В этом случае, вам понадобятся услуги по определению стоимости ТС в до аварийном и аварийном состоянии.

Конечно, Вы не виноваты в ДТП, однако эти никому не нужные сложности придется преодолевать именно Вам.

Соблюдение такого количества нюансов требует столько времени и денег, что гораздо выгоднее выдать доверенность юристу и ждать поступления денег на свой счет, занимаясь своими делами. Это сложно ? Совсем нет! А дополнительным бонусом станет взыскание штрафа с виновника, который пойдет в Ваш карман.

Материал подготовлен отделом по решению транспортных споров

ООО «Юридическая компания «Содействие» т. 299-03-04, www.sd-ufa.ru

Услуги компании



ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:


НАШИ ДРУЗЬЯ:

ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ:

У Вас возник вопрос по трудовому или административному праву, разделу...

Подробнее...

Начало течения срока исковой давности 1. В соответствии со статьей 195...

Подробнее...

Верховный суд разъяснил, какие доказательства нужны при разделе...

Подробнее...

Специалисты Юридической Компании «Содействие»,...

Подробнее...